Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Кованые диски значительно легче и прочнее литых, но сложная и энергомкая технология изготовления заметно увеличивает их цену. Об этом «Известиям» рассказал дизайнер, кандидат экономических наук, основатель бренда кованых дисков Rusch Дамир Мустафин.
Кованый диск в среднем на 20–30% легче литого, при этом прочнее. Разница в массе на одном диске может достигать 3–4 кг. Благодаря этому улучшается управляемость, возрастает устойчивость к ударам, уменьшается износ подвески и снижаются вибрации и износ шин.
В отличие от литых, которые производятся путем заливки расплавленного алюминия в формы, кованые диски вытачиваются из цельной алюминиевой заготовки. Она предварительно спрессовывается под давлением до 12 тыс. т при температуре около 500 °C, рассказал основатель бренда Rusch. В результате такой ковки алюминий приобретает высокую плотность, однородную структуру и повышенную прочность. Далее следует многочасовая обработка на станках с ЧПУ, финишная отделка и строгий контроль качества. Такой процесс неизбежно отражается на себестоимости диска.
Качественный кованый диск должен быть спроектирован опытным инженером с учетом распределения нагрузок, веса автомобиля, диаметра тормозов и других факторов. Важны не только прочность и вес, но и дизайн — как эстетика, так и геометрия спиц, отметил Мустафин.
Кованые диски востребованы прежде всего в премиум-сегменте, автоспорте и кастом-культуре, где требования к прочности, весу и уникальному дизайну выходят на первый план. Массовые производители, такие как Toyota, Volkswagen или Hyundai, практически не используют кованые диски на серийных моделях.
«На рынке распространилось множество «гибридных» терминов: Flow Forged, Flow Formed, Forged+, Hybrid Forged и прочие. В большинстве случаев это не настоящая ковка, а усовершенствованное литье с частичным прокатом обода. Такой метод действительно улучшает свойства по сравнению с классическим литьем, но до уровня настоящей ковки ему далеко», — предупредил Дамир Мустафин.
По его словам, производители используют эти названия как маркетинговый прием: визуально диск может выглядеть «почти как кованый», но прочностные и весовые характеристики у него иные. Стоимость у Flow Forged ниже, но и эксплуатационные свойства уступают.
Тем, кто ищет настоящую «ковку», эксперт посоветовал обратить внимание на производственный метод. В описании должно быть прямо указано: monoblock forged, fully forged, billet forged.
Тест-драйв премиальных моделей от Exlantix
Ранее организаторы конкурса Car Design Award объявили победителей на лучший дизайн авто. В жюри вошли автожурналисты 11 стран из ведущих изданий. Награды раздали в трех номинациях в рамках Миланской недели дизайна. Их обладателями стали дизайн-команды компаний Lotus, Ferrari и Renault.
В категории концептуальных автомобилей победа досталась дизайнерам Lotus за проект шоу-кара Theory 1. Его создатели вдохновлялись культовыми моделями Lotus (Type 72, Esprit и Eleven) и следовали идеям конструктора Колина Чепмена. В тройку призеров вошли DS SM Tribute, BMW Skytop, Jaguar Type 00 и Renault Embleme.
Все важные новости — в канале «Известия» в мессенджере МАХ
Источник: iz.ru